Paul писал(а):
Svetlana писал(а):
Ну не может быть в империи такого понятия! Или империя с многонациональным народом или национальное русское гос-во. Как Польша.
....................................
Еще как может.
Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними". (с) Консул Деций, 340 г. до н.э. Классическая формула, имевшая место даже в поздней Империи - "Государство Римского народа"! Именно так Римская Империя и позиционировалась.
Древний Рим в период последнего расцвета представлял собой многонациональную державу со сложнейшей, но централизованной системой управления, а по дальним его окраинам располагались «маргинальные» земли.
«Мы должны пить из Рейна и из Оронта, заявлял Клодиан, — мы все один народ», а непрерывной обязанностью Рима было установление дружбы между нациями.
Христианский лирик Пруденций писал со всеми подробностями в том же всеобщем духе:
Общий закон уравнял их и
Связал одним единым именем …
Мы живем в самых разных странах,
Как сограждане одной и той же крови,
Укрывшись за стенами родного города
И объединившись в общем доме предков …
Еще одним доказательством таких настроений служат слова другого поэта, Рутилия Намациана, заявившего, что Рим правит потому, что он заслужил это право, поскольку мудро объединил всех людей под сенью закона, чтобы они жили без оков.
Без сомнений, богатые римляне и галло-римляне жили великолепно, не страдали так же сенаторы-аристократы позднего Рима. «В этом городе, — сообщает гость с Востока, — есть сенат состоятельных людей … Каждый из них должен исполнять свои обязанности на высокой должности. Но они предпочитают этого не делать. Они стоят в сторонке и предпочитают в праздности наслаждаться своим богатством».
В конце 300-х и начале 400-х годов они таким образом предали Империю и послужили ее падению. Как в Риме, так и в провинциях знать не использовала свой вес в общественной жизни. Будучи освобожденными от службы в качестве городских советников, состоятельные люди защищали только интересы собственных поместий и способствовали успехам своих друзей. У самого заката Западной империи в ее политической жизни произошло очень важное изменение — к этому времени землевладельцы стали могущественнее, чем сам император и успешно овладели государственными учреждениями.
Пруденций, тот самый, кто многообещающе объявил народы Империи «равными и связанными единым именем» и тем не менее проявивший невероятное отвращение ко всем варварам, огульно представляя их вкупе с римскими язычниками объектом презрения.
Как звери от людей, бессловесные среди говорящих,
Как от праведников, следующих заповедям Господа,
Отличаются эти глупые язычники, так и Рим стоит
В гордом одиночестве над землями варваров.
Становится ясно, что терпимость св. Павла заменило среди христиан традиционное для Рима презрение к инородцам.
Все эти проблемы начали возникать в самой острой форме еще в начале царствования Константина.
Обращение в христианство Константина Великого было направленона сплочение через единую веру в империи вокруг императорской власти, поэтому обратясь к христианству Константин постепенно перевел в ту же веру всю империю. Идея Константина заключалась в соединении церкви и государства. Константин искал в христианстве идею Верховной власти, то есть то содержание, которое дается ей христианской верой. Задачей новой христианской монархии явилось безошибочное установление отношений между государством и Церковью.
Когда он начал обращать страну в христианство, подавляющее большинство его подданных были язычниками. Это было некоторым препятствием на пути к гармонии, которое, император не сомневался, обязательно будет преодолено. Вначале он заявил, что собирается «разрешить тем, то ошибается, быть свободными и наслаждаться тем же миром спокойствием, что и те, кто верит». Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.
В конце царствования сопротивление оппозиции заставило его резко изменить эту умеренную позицию. После того как в 326 г. н. э. по религиозным причинам произошел тяжелый конфликт между Константином и сенатом, после основания Константинополя и образования другого, полностью преданного Константину сената на Востоке, римский сенат на долгое время потерял свой авторитет и значение. Сокровища языческих храмов были конфискованы, и, в конце концов, были запрещены языческие жертвоприношения. Затем его сын Констанций II, чья личная благочестивость усиливалась террором магии, развязал борьбу против язычества, издав в 346 и 356 годах законы, носившие чрезвычайно репрессивный характер.
После того, как Константин основал свою новую столицу в Константинополе, возникла совершенно новая ситуация. Если ранее римские епископы, или папы, чувствовали себя более независимо, то теперь стало ясно, что его решение постоянно находиться в Константинополе вело к повышению статуса епископа этого города (известного как патриарх — как и везде на Востоке) до весьма высокого уровня, позволявшего на равных конкурировать с Римом. Константин, жаждавший, чтобы христианство универсальными связями сцементировало всю империю, надеялся, что основание им Константинополя сыграет особую роль в этом процессе.
По словам св. Григория Назианского из Каппадокии (восточная часть Малой Азии) новая столица была «связующей нитью союза между Востоком и Западом, в которой должны были соединиться самые удаленные друг от друга крайности и в которой они должны были видеть свой общий центр и оплот веры». Однако, новая столица привела к росту религиозной поляризации. Это стало очевидным на совете в Сердике (София, 343 г.), когда яростный диспут по теологическим вопросам быстро перешел в раскол между правительствами Востока и Запада Затем, после оформления политического раздела между двумя территориями в 364 г., трения в их отношениях распространились на духовную сферу.
Одно из яблок раздора, это растущая власть римских пап и спровоцировала церковных сановников Востока на выступление с далеко идущими призывами организовать свою независимую религиозную власть. Естественно, эти призывы не очень понравились императору Запада, что вызвало серьезное напряжение в отношениях с Восточными патриархами. Хотя все происходившее тогда еще не бросалось в глаза, но наиболее долговременные характеристики раскола между Западной и Восточной империями уже сформировались. Последующие стадии все возрастающей бреши между католиками и ортодоксами надвигались одна за другой в череде столетий. Заметное отчуждение началось в заключительный период античной Римской империи.
Справка
В древней церкви встречалось несколько разновидностей должности епископа - собственно епископ, хорепископ, экзарх, митрополит и патриарх. Следовательно, можно сделать вывод, что в IV в. появляется категория подчиненных епископов и главных епископов. Последние стремятся стать во главе всей иерархии и одновременно занимают значимое положение при дворе римских императоров. После Феодосия, в V в. они уже почти не отличаются по своему статусу от высших государственных чиновников и становятся столь же обычными фигурами в государственной системе, как и лица, занимающие ключевые государственные посты.
Но надо четко понимать, что распалась Христианская Западная Римская империя в то время когда её духовным лидером являлся Папа Римский
Начальные расхождения, которые развели их в разные стороны, были, в основном, теологическими. Но эти различия были усилены общими политическими напряжениями между Западной и Восточной империями — напряжениями, которые теологические расхождения еще более обострили либо наоборот теологические усилили политические.
Теория единства становилась все более фиктивной.
Конечно, развал Западной Римской империи имел множество причин, расового, национального, социального, экономического и религиозного характера. Перспективы сотрудничества на будущее практически отсутствовали, поскольку распад Западной империи все ускорялся, а Восток был практически беспомощен остановить этот процесс. Конечно, это можно было бы сделать. Но из-за обоюдных ошибок было уже слишком поздно.
Как результат Римская империя распадалась на королевства, те в свою очередь – на герцогства, графства и баронии, обладавшие сюзеренитетом, или суверенитетом, то есть правами содержать свои войска, объявлять войну и заключать мир, иметь свои законы, вершить суд, собирать налоги, чеканить свою монету, определять свои собственные измерительные стандарты, иметь герб и штандарт. Таким образом, универсальность императорской власти соотносилась с партикулярностью, разделением государственной власти среди той части феодалов, которая обладала статусом сюзеренов (или суверенов).
Итак, римский император Константин основал Константинополь на месте Византия, на берегах Босфора. В этот город, в Новый Рим, он перенес из старого Рима столицу империи. Вскоре после этого Римская империя разделилась на две части: на Западную со столицей в Риме и Восточную империю с резиденцией императора в Константинополе. Восточной империи пришлось столкнуться со многими трудностями и множеством врагов. Тем не менее, как это ни удивительно, она, столетие за столетием, сумела продержаться в течение тысячи ста лет, пока турки не положили ей конец. Западная империя существовала не так долго.
Почти триста лет Рим властвовал на Западе, а впоследствии, после основания Константинополя, делил с ним господство. Любопытно, что на протяжении этого длительного периода он не создал ничего великого в области мысли в отличие от Греции.
Не удивительно ли, что столица империи Рим и сама империя так легко и быстро попадали в руки любого племени, которое решалось напасть на них? Можно подумать, что Рим уже погиб и от него оставалась лишь пустая оболочка. Вероятно, так оно и было. Сила Рима долгое время заключалась в его престиже. Прошлая история Рима внушила другим народам представление о нем как о главе мира, они относились к нему почти с суеверным страхом.
Рим неотвратимо приближался к своему падению не только по той причине, что он был слаб, но также и потому, что Рим построил цивилизацию богатых людей, основанную на нищете и рабстве народных масс. Он разрушался сам собой, а приход северных племен - готов и других - способствовал этому процессу, поэтому они и встречали лишь слабое сопротивление. Римский крестьянин был сыт по горло своей жалкой долей и приветствовал любые перемены. Что касается бедных работников и рабов, то они были в еще худшем положении.
Конец Рима, столицы империи, был также концом римской роскоши и великолепия, и та поверхностная цивилизация, которая продолжала еще влачить свое существование в Риме, исчезла почти мгновенно, так как корни ее были давно подточены. Таким образом, мы наблюдаем один из примеров того, как человечество совершает явное движение вспять. Такие явления наблюдались, в Индии, Египте, Китае, Греции и Риме, а также в других странах. После того как старательно накапливались знания и опыт и создавались культура и цивилизация, наступала остановка. И не только остановка, начиналось движение назад.
Самое поразительное, что связано с Римом,- это идея мирового господства, верховной власти над миром. Даже после падения Рима эта идея защищала его и придавала ему сил. Идея продолжала существовать в полном отрыве от Рима. На столько, что, когда империя исчезла и превратилась в призрак, идея все равно продолжала жить.
Компиляция из:
-Джавахарлал Неру «Взгляд на всемирную историю.
Письма к дочери..., содержащие свободное изложение истории для юношества»;
- Майкл Грант Крушение Римской империи ;
- Карл Крист, История времен римских императоров от Августа до Константина; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997;